понедельник, 31 октября 2022 г.

Из истории зданий Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Часть 1. У трех особняков

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств был основан в декабре 1961 года приказом Министерства культуры РСФСР. А открылся для посетителей впервые в ноябре 1962 года. Первоначально картинная галерея была частью ставропольского краеведческого музея. В 1962 году для музея было выделено новое здание - ул. Дзержинского, 115 (в тот период значилось как клуб НКВД им. О. Гофицкого) и 5 ноября к празднованию 45-летия Октябрьской революции музей был открыт для посетителей. Инициатором создания художественного музея в г. Ставрополе на базе картинной галереи краеведческого музея были Правление краевого Союза художников и первый директор музея изобразительных искусств - Б.А. Бендик [3, с. 15].  В 1960-1970-е гг. от местных жителей, с городских художественных выставок и отдельных музеев, в частности, Государственного Эрмитажа, музей пополнился коллекциями работ, количество которых в музее на данный момент составляет около 30000 экспонатов, что делает его одним из самых больших на Северном Кавказе [4, с. 5].

Музей расположился в нескольких зданиях - по ул. Дзержинского, 115-119 и по пр. К. Маркса, 76. Интересна история трёх усадеб на ул. Дзержинского, 115-119, в которых сейчас располагается музей. 

Александровская улица (ныне ул. Дзержинского). Фото 1895 - 1902 гг.

Первоначально эти усадьбы, начиная с западной стороны,  принадлежали чиновнику Федору Прокопцу, отставному солдату Андрею Стасицкому  и купцу Леденёву [2, с. 214].

В дальнейшем первое усадебное место Фёдора Прокопца (ул. Дзержинского, 119) перешло во владение статскому советнику Дмитрию Ковалёву. Дмитрий Ковалёв был чиновником 5-го класса, что соответствовало званию генерала и потомственного дворянина. Как и большинство его современников из военных периода Кавказской войны,  он избрал место для своего большого дома вблизи Дома командующего войсками Кавказской линии [2, с. 214].

Здание Комендатуры. Во второй половине XIX века - дом И.Г. Арутюнова и гостиница "Гранд-Отель" Фото 1923 г. 

С конца 1870-х  годов, со смертью генерала, его дом перешел во владения Исая Григорьевича Арутюнова, известного армянского виноторговца. Он на месте старого дома в 1875 году строит новый - в два этажа, с коваными надкрылечниками из кованого железа, где до сегодняшнего дня сохранились его инициалы - ИГА. В нижнем этаже дома, который он украсил чердачным "головным убором" из металлических пластин, Арутюнов открыл роскошный для того времени трактир с кахетинскими и кизлярскими винами, а в верхнем этаже, оформленном красивыми изразцовыми печами, устроил "меблированные комнаты". В советское время в здании располагался ЗАГС, затем, с 1990-х годов - орган виз и регистраций (ОВИР). В 2000-м году здание перешло в состав музея  изобразительных искусств, и в 2004 году в нём открылась постоянная экспозиция "Золотая коллекция" - предметы живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из стран Западной Европы и России с XVI по начало XX веков - основной фонд музея изобразительных искусств [4, с. 5]. 


Александровская улица ( ныне ул. Дзержинского, 117). Фрагмент фото 


На месте особняка по улице Дзержинского, 117 с 1840-х годов и вплоть до 1870-х гг. существовал каменный флигель с одним венецианским окном посередине, построенный коллежским асессором Вильгинским, где до 1874 года он содержал питейное заведение [4, с. 5].  Но уже в 1872 году в Городскую управу обращается отставной рядовой Андрей Стасицкий (он имел рядом усадьбу и был известен тем, что проявил необыкновенные предпринимательские качества, став заметной фигурой в городе ) о разрешении на устройство медопивоваренного завода "во второй части Ставрополя на Александровской улице". В 1875 году он покупает это место, размещает пивоварню, затем сдаёт её в аренду и параллельно в 1878 году строит впритык к дому Арутюнова (ул. Дзержинского, 119) каменный, в два этажа дом, с такими же, как у соседа, въездными арочными воротами, нарядным балконом, надкрылечником и чердачным этажом. Пивовар из отставного солдата не получился, и вскоре Стасицкий сдаёт в аренду свой заводик предпринимателю из Чехии Вацлаву Салису. Вскоре А.Стасицкий продаёт свою усадьбу известному предпринимателю Карпу Цирюльникову, который перепродаёт дом с усадебным местом Григорию Павловичу Троякову. Троякову принадлежала гостиница "Лондон" в доме наследников Алафузовых на углу Николаевского проспекта и Хоперской улицы, гостиница "Москва" на Верхнебазарной площади, ресторан "Биржа" с пивным баром. В доме Стасицкого Трояков устраивает ещё одну гостиницу " Грандъ - Отель". [2, с. 215]. 

Новое гостиничное заведение благодаря комфорту и доступности цен завоевало признание в городе и вскоре расширилось за счёт 2-го этажа дома Арутюнова, который сдал его в аренду Троякову. Рекламные объявления гостиницы сообщали: "Получены водка Смирновка и белая рябиновая; ежедневно блины с икрой зернистой, уха с расстегаями,  получены семга двинская, невага и рябчики, ежедневно - дамский струнный оркестр под управлением мадам Луизы и госпожи Реры Виолетты. Во дворе усадьбы, где протекал один из Желобовских ручьёв, Трояков устроил бассейн с лебедями и беседками для отдыха. Здесь же он открыл и летний пивной бар. В 1908 году Григорий Трояков умирает, и его "Гранд-Отель" переходит сыну Владимиру,который являлся главным редактором газеты "Северокавказское слово". Владимир Григорьевич на первом этаже устраивает редакцию газеты, второй этаж по-прежнему занимают номера гостиницы. После образования СССР, в этом здании находились различные советские службы. В двух первых зданиях - в доме Арутюнова и гостинице Троякова расположились службы коменданта города и многочисленных воинских частей. В 1964 году в этом здании открылась детская художественная школа, которая была частью музея изобразительных искусств и работала здесь до 1988 г. Сегодня здание полностью принадлежит музею [2, с. 215].


                              Здание по ул. Дзержинского, 115. Фрагмент видео 1929 года.


Из всего комплекса музейных построек особняк по ул. Дзержинского, 115- самая поздняя по времени постройка. Официально  считается, что данный дом принадлежал купцу Михаилу Александровичу Митину.  Однако по поводу личности бывшего владельца существующего на данный момент  дома в научном архиве Ставропольского краевого музея изобразительных искусств сохранился отчёт о работе с архивными документами по воссозданию истории зданий, принадлежащих музею, подготовленный сотрудником СКМИИ Т.А. Гусевой в 1991 году. В данном документе Т.А. Гусева пишет: «В результате работы в фондах краевого архива мною было обнаружено, что здание Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (ул. Дзержинского, 115-117) не является, как предполагалось ранее, бывшим особняком купца Михаила Александровича Митина. Ошибочно также предположение, что здание центральной части музея построено в 1897-1898 гг. Согласно адресным книгам Ставропольской губернии за разные годы по Александровской (ныне Дзержинского) улице никогда не проживал М.А.Митин. Небогатый мещанин Митин проживал на Желобовке (нижняя часть ул. Ленина), что подтверждают данные фонда №90, опись №2, ед. хр. 823. Также имеется план города за 1911 год, из которого видно, что центральная часть здания музея (№ 115) не существовала в то время. На месте нынешнего главного корпуса после 1911 года находился одноэтажный дом статского советника Крынина, что подтверждается документами архива, ф.90, оп.I, ед хр. 663. Из всего вышесказанного следует, что здание особняка центральной части музея никак не могло быть построено ранее 1912-1913 годов[1]. Согласно архитектурным особенностям внешнего вида и интерьера можно предположить, что это здание служило ресторанным заведением либо мелкой гостиницей».

Построено здание было, предположительно, в 1912 году по проекту архитектора Лазарева. Данное усадебное место первоначально принадлежало купцу Леденёву. Затем это место с небольшим домом перешло к полковнику Есаулову, построившему на месте старого дома новый в два этажа. К сожалению, первоначальное предназначение данного здания остаётся неизвестным. Лишь к началу Первой мировой войны, когда вся усадьба перешла в руки Самуэля Даниловича Островского, полностью перестраивается фасад здания, ставшего украшением Александровской улицы [2, с. 215]. 

Перепланируются и внутренние интерьеры, а в самом здании разместился Коммерческий клуб, где собирались банкиры и промышленники, купцы и адвокаты, решая многие проблемы губернского Ставрополя и всей губернии. 

В 1920-е годы в зимнем помещении коммерческого клуба расположился филиал дворца труда для проведения развлекательных мероприятий, потом в нём расположился клуб ЧК. В 1930-1960-е годы в здании находился клуб Ставропольского ОГПУ, с 1931 года, после гибели начальника Ставропольского оперсектора В.О. Гофицкого, носившего его имя [3, с. 16].  В.О. Гофицкий был убит во время ликвидации одной из бандгрупп края. С 1934 года, после преобразования ОГПУ в НКВД, в здании продолжал находиться клуб – центр отдыха Ставропольского управления НКВД им В.О. Гофицкого[3, с. 16].

Наконец, 6 декабря 1961 года Управление культуры исполкома Ставропольского Крайсовета депутатов трудящихся издаёт приказ № 188 «Об организации краевого музея изобразительного искусства», в котором значились следующие пункты: 1. Краевой музей изобразительного искусства организовать на базе картинной галереи краеведческого музея. 2. В связи с организацией музея назначить т. Бендика Бориса Альбертовича директором краевого музея изобразительного искусства с 1 декабря 1961 года»[3, с. 16]

В дальнейшем клуб Гофицкого перешел в другое здание, а в старом обосновался краевой музей изобразительного искусства. Позже здание это слилось с двумя выше расположенными, образовав новый крупный культурный центр Ставрополя – музей изобразительных искусств[2, с. 362].

Стоит отметить интересный факт о данных особняках: в одном из них находились жилые квартиры. Музей долгое время был вынужден делить свою территорию с жилыми квартирами. Сохранилась статья "Куда бы податься из фондов музея" в газете "5 дней" за 1991 год, в которой сказано: "А что, будет, если в том же хранилище живёт человек? Не год, не два, ни три - целых четыре десятка лет: спит, готовит еду, нянчит внуков... Фантастика!". Именно такая ситуация сложилась в Ставропольском музее изобразительных искусств: "квартира", занятая явочным порядком - без ордера и прочих формальностей - отделена от фондов музея тонкой дощатой дверью. Ау, грабители, почему бы Вам не навестить Анну Михайловну? Выбил дверь - тут тебе и XVIII век, и XIX, и столики драгоценные инкрустированные, и сервизы китайские да японские, а икон-то, икон...О прочей антикварной "мелочи" и говорить вроде бы не удобно. Глаза разбегутся у любого закоренелого контрабандиста!". Т.е. на территории музея, в его хранилищах, жили люди!!! Наступили 1990-е годы, здания музея были отреставрированы и отремонтированы, освобождены от квартир. Сейчас каждое здание музея является памятником истории и культуры г. Ставрополя [3, с. 5].

Основой музея, его главным богатством стали полотна западно-европейской живописи начиная с XVII века, античные мраморные скульптуры, коллекции японского, английского фарфора, цветное стекло производств Европы и России. Здесь же собраны работы изветсных русских художников Д. Левицкого, И. Левитана, В. Поленова, К. Петрова- Водкина, А. Васнецова, Б. Кустодиева, И. Репина, А. Куинджи и П. Брюллова - брата К. Брюллова [2, с. 363]. Отдельную коллекцию музея составляет экслибрис - книжный знак, который наклеивали владельцы библиотек на свои книги. 


P.S.: при составлении данной статьи были использованы следующие литература и источники: 

Источники:

1.Гусева, Т.А. Отчет о работе с архивными документами по воссозданию истории зданий, принадлежащих музею / Т.А. Гусева // Научный архив Ставропольского краевого музея изобразительных искусств (ГБУК СК СКМИИ). Ф.04/3-11. Д.  21. Л. 1-47.

Литература:

1. Беликов Г.А., Савенко С.Н.  Облик старого Ставрополя. В 2-х томах. Т.2. Ставрополь, 2007.       С. 362.

2. Беликов, Г.А. Старый Ставрополь. Ставрополь: Издательско-полиграфическая фирма "Ставрополье", 2009. С. 214-215. 

3. Бендюк, О.Б. Листая архивные страницы. Территория искусства. В 2-х частях. Часть 1. Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2011. С. 15-16.

4. Волошенко, Л.В., Бендюк О.Б., Белая З.А. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства. Ставрополь: Белый город, 2004. С. 5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий