пятница, 24 августа 2012 г.

Николаевский проспект - старая и главная магистраль старого города.

После того, как  5 мая 1785-го года правительственным указом Екатерины 2 было создано Кавказское наместничество, которое находилось во главе Астраханской и Кавказской областями,  Ставрополь получил право быть одним из шести  уездных центров  Кавказской области. Началась история проспекта с 15-го февраля следующего года, когда в Ставрополе была учреждена гражданская власть, которую составляли Присутственные места и городской магистрат. Первым бургомистром уездного города стал купец 1-й гильдии Козьма Яковлев, а помощником (ратманом) бургомистра стал купец 1-й гильдии Карп Колесников. Первым распоряжением новой власти стало официальное наименование трёх первых улиц. Тянулись они с запада на восток. Названия этих улиц  были таковыми: Первая, Вторая и Третья Мещанские ( сегодня это соответственно это проспект Карла Маркса, улица Орджоникидзе и улица Дзержинского). Неофициально Первая Мещанская стала именоваться Большой, а потом и Большой Тифлисской, так как с восточной оконечной стороны этой улицы,  где  находилась кордегардия (или другое её название - укреплённый пост), начинался известный в то время Тифлисский тракт. В 1841-м году на месте, где начинался тракт была возведена "Триумфальная арка" или как её ещё называют  "Тифлисские ворота" символизирующие собой победу над Наполеоном в войне с Францией 1812-го года.  Но в архивных документах чаще эту улицу именуют Большой Черкасской, так как название это было связано с другим трактом, идущим к Ставрополю от города Черкасска, столицы Донского казачьего войска. Проходил тракт мимо стен самой  ставропольской крепости и дальше по улице Советской.Как писали современники в 1799-м году, " Большая Черкасская улица представляла из себя изрытую ямами для приготовление самана балку с протекающим по ней ручьём, заросшим камышом, и  немногочисленными строениями, где выделялся большой каменный  дом городского головы, купца Волкова".В своей книге о Ставрополе врач К.Бахутов смог дополнить нелестный отзыв о главной городской улице  начала 19-го века:  " Жалкий и дикий вид имел Ставрополь в то время (1802-й год). Лучшая теперь улица -  Николаевский проспект- представлял пустырь, покрытый водой и камышом, окаймлённый кругом дремучим строевым лесом; среди этого-то почти первобытного мира виднелось несколько убогих деревянных хат храбрых казаков и предприимчивых выходцев из Кавказа". После того, как в 1837-м году Ставрополь решил посетить император Николай 1,  "было решено всю Большую улицу, от Тифлисских ворот до  дома Командующего войсками Кавказской линии и Черномории, в ширину двух экипажей, вымостить вымостить деревянными плахами и толстыми досками. Сотни топоров в месяц выполнили эту задачу." - как писала газета " Ставропольские губернские ведомости" в № 42 за 1887-й год.В это же время забивается сотнями возов хмыза огромная трясина в районе сегодняшнего  Нижнего рынка; она же была завалена камнями и также была покрыта досками. Ямы, которые находились на Большой улицы и откуда же брали глину были засыпаны, а на пустырях устроили заборы - ограждения,  фасыды домов были подновлены и  приведены были в порядок тротуары всей улицы. Кроме этого  на  Большой Черкасской  улице к приеду императора были построены престижные и богатые дома и строения, такие, как дом интендантского чиновника  Серова,  в котором при присутствии  Николая 1 была открыта первая на Кавказе мужская классическая гимназия. Не менее известна и гостиница Найтаки, где останавливались и стали свидетелями въезда в город самого императора Николая известный русский поэт  Михаил Лермонтов и его друзья декабристы. Большая Черкасская уже в конце 40-х годов начала моститься плитами из каменистого камня ракушечника, а в центре улица начала забиваться бутовым камнем. В то время  были устроены первые городские ливневые канавы, были приведены в полный порядок тротуары. На улице начал устраиваться  городской  бульвар, на котором  были высажены новые деревья. В то время бульвар доходил до Крепостной горы, у подножия которой располагался в то время первый городской базар, и на вершину  которой вела сегодняшняя каменная Каскадная лестница. В 1851-м году желая увековечить память о пребывании в городев 1837-м году  императора Николая 1 и побывавшем здесь  в 1850-м году цесаревича, будующего императора Александра11, ставропольский генерал-губернатор Н.С.Завадовский обратился с рапортом к наместнику Кавказа Михаилу Семёновичу Воронцову,:  " Дабы сохранить на вечное время в сердцах жителей гор. Ставрополя память о двух счастливейших для города событиях:  пребывании в оном Государя Императора в 1837-м году и посещении Ставрополя в прошлом году Цесаревичем, почтительнейше имею честь испрашивать представления Вашего Превосходительства о разрешении: главную улицу города, ныне почти  совершенно вымощенную и украшенную на протяжении более одной версты новым бульваром с решёткою наименовать Николаевскою. Третью улицу, где находится занимаемый мною дом ( Дом  Командующего войсками), в котором изволил остановится Государь наследник. именовать Александровскою (сегодня улица Дзержинского)." С того времени площадь, до того времени именовавшаяся Воробьёвской, была переименована в Александровскую ( ныне эта площадь именуется именем вождя народов В.И.Ленина). С тех пор начала постоянно благоустраиваться главная улица. Расположенный на этой главной  улице города  бульвар стал украшением губернского города. Когда наступило лето 1856-го года 16 чугунных катков, клеватки, казгири, кувады, бурова и другой строительный инструмент были доставлены в Ставрополь с Урала. Начали доставлять из каменоломен каменные кремнистые плиты бутовый камень, песок  и щебень на Николаевский проспект ломовые извозчики. После этого началась большая работа по устройству Северного и Южного шоссе проспекта, которые были разделены продолжением до Ярморочной площади городским бульваром на главной улице. В тоже время , протекающий по проспекту Желобовский ручей был каптирован при помощи  вновь устроенной каменной сточной канаве, которая местами была перекрыта плитами для безопасного проезда транспорта через ручей. Тогда же на проспекте устроили ливневую канаву перекрытою местами многочисленными стоками. Наступил 1900 год. С этого года Николаевский проспект мостился кубанским галечником, доставляемым гужевым транспортом из города Невинномысска и по железной дороге со станции Кавказской. Получивший "монопольное" право на все работы строительный подрядчик Фёдор Кандидатов, как сообщают нам архивные документы тех лет. мостил улицу совершенно  без полного соблюдения рядов, с подсыпкою песка и обсыпкою швов гравием и трамбовкой в два пуда. А также конным катком в 125 пудов". К концу 19 - началу 20-го века  на проспекте были построены  здания красивой архитектуры торгового и зрелищного назначения,  (кроме этого на проспекте преобладали и первые сохранившиеся до того времени постройки, такие, как Старый кафедральный собор св. Троицы или Троицкий а также церковь Спаса Нерукотворного).  На главной улице располагались  здания  самого разного административного назначения как от Дома губернатора до Ставропольской Контрольной палаты.  Все эти архитектурные здания различного назначения сформировали окончательный вид современного для того времени проспекта. Но в город пришла революция, сформировавшая новую советскую власть взамен старой власти, и в 1920-м году Николаевский проспект большевики срочно переименовали в улицу Красную.  А после того, как было принято постановление СНК СССР о переводе из Пятигорска в Ставрополь центра Орджоникидзевского района, улица была переименована в проспект имени И.В.Сталина, "второго"  вождя народа. С конца 60-х годов проспект носит имя советского философа и автора книги "Капитал" Карла Маркса. Но, я думаю, что настало вернуть одной из самых старинных и главных магистралей современного города её историческое название- Николаевский проспект!                                                                                                                                                           Александр Жердев по Герману Беликову.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий