Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им.М.Ю. Лермонтова сегодня является старейшей на Северном Кавказе. Основанная в 1852 году как публичная библиотека, она сменила множество зданий: сначала она находилась в небольшом помещении на Нестеровской улице, затем - на Николаевском проспекте в доме Леонидовых. Позже она располагалась в бывшем доме купцов Алафузовых на Воронцовской улице, потом перешла в Дом Кушакова, где пережила оккупацию города Ставрополя, которая длилась с 3 августа 1942 по 21 января 1943 гг. И только в 1955 году библиотека обрела знакомое многим "здание с колоннами" на площади Ленина. Это здание, построенное по проекту архитекторов А.Г. Лысякова и И.В. Лысяковой, является великолепным образцом позднего сталинского ампира. Великолепный большой читальный зал на 200 мест, украшенный лепным потолком, выполненным лепщиком А.Н. Голубом, пленял взоры преходящих. Просторный вестибюль, украшенный бюстом Лермонтова, был отделан мраморным полом. А в читальных залах висели картины многих известных художников Ставрополья XX века. Ныне это здание находится на долгой реставрации, затянувшейся на 14 лет. Сейчас библиотека функционирует в пристройке.
История призрачной Лермонтовки началась в 1990-е гг. По словам одного из сотрудников, однажды ночью в вестибюле старой Лермонтовки произошел случай, который надолго запомнился одной из ее сотрудниц. В те непростые времена сотрудники отдела контроля, регистрации и учёта часто оставались на ночное дежурство в пустой библиотеке. И, когда ушел последний читатель, дежурный остался один на один с таинственной ночной тишиной старого здания. И вот, проходя по вестибюлю, перед глазами сотрудника возникает следующая сцена: старик, одетый в старинную одежду, вместе с отроком, как по воздуху, идут по коридору вестибюля в сторону лестницы, ведущей на второй этаж в большой читальный зал. Стоило сотруднице отвернуться, эта сцена исчезала. Эту ситуацию можно было списать на галлюцинацию: мол, в те времена в библиотеку каждый день приходило множество людей, и, насмотревшись на них, уставшей сотруднице могло привидеться что угодно. Однако, когда сотрудница опять оборачивалась, эта сцена вновь повторялась: она видела призрачные силуэты старика с отроком, которые шли в сторону большого читального зала. Сотрудница эта уволилась. Однако этот случай помнят в библиотеке и спустя 30 лет. И, даже сейчас, когда старое здание надёжно отделено от новой пристройки герметичными дверями, сотрудники, работающие напротив этих герметичных дверей, стараются загородить их различными предметами: то старыми списанными сейфами, то шкафами: якобы старое помещение не отапливается, и в холодные времена года оттуда дует ветер. А может быть, они хранят страшную тайну, которую нам с Вами не следует знать? Возможно. Ведь призраков можно увидеть иногда и в новом корпусе... А в старинных зеркалах, которые хранятся в пристройке, по слухам, можно заметить призрачные силуэты ставропольских горожан XIX века...
Ставропольская краевая библиотека. Фото 1955-1956 гг. |
Доменико Гирландайо (1448-1494 гг.) .
Портрет старика с ребенком. 1490 г.
Голем
Эта история уходит своими корнями в 1918 год, когда в Ставрополь собиралась прийти армия Деникина. Местные жители знают, что здание ЗАГСа на Крепостной горе - это бывшая еврейская синагога. Рядом с синагогой располагались еврейская школа и дом раввина. Ниже проходил Еврейский переулок, который теперь называется "Интернациональным". Для защиты своих учеников и жителей переулка, раввин создал голема - глиняного великана. Сведений, насколько эффективной была такая защита, не сохранилось. Однако нет и упоминаний о еврейских погромах, которые могли проходить в городе в то время. Исчерпывающая информация содержится в рассказе писателя и культуролога Дмитрия Пикалова "Ставропольский голем": "Кроме того, в городском архиве сохранились воспоминания солдата деникинской армии Егорова Степана, который однажды ночью встретил в Еврейском переулке странную человеческую фигуру, на голову выше его и со столь грубыми чертами лица, что оно показалось ему нечеловеческим [5].
После ухода Деникина из Ставрополя, и прихода большевиков, голема никто больше в Еврейском переулке не встречал. Но среди жителей окрестных улиц ходили слухи, что странный высокий человек с некрасивым лицом поселился у вдовицы Софьи Кацман и даже справил ей новые ворота и пристройку к дому [5].
В архиве ставропольского ЗАГСа есть запись о том, что в 1922 году Софья Кацман вышла замуж за Якова Голема, мелкого лавочника"[5].
Кто знает, может быть, этот лавочник и был тем самым загадочным големом...
Ставропольский ЗАГС. Фото 2014 г. |
Рабби Лев оживляет голема. Рисунок М. Алеша. |
Башня звездочета
В доме по адресу ул. Советская,1 в XIX - начале XX веков располагалась Александровская женская гимназия. Построенная в сентябре 1862 года на деньги известного купца Лавра Павлова, гимназия имела свою церковь в честь Святой Елизаветы [3, с. 187].
История этого женского учебного заведения, одного из первых на Кавказе, берет свое начало с 1849 года. В тот год императрица Александра Федоровна по ходатайству Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой рескриптом от 6 июня 1849 года "изволила согласиться на учреждение в г. Ставрополе женского благотворительного общества Св. Александры" [3, с. 187].
Александровская женская гимназия предназначалась для девочек - дворянок. Это было прекрасное большое и светлое здание с классными комнатами, кабинетами, учительской, шинельной, самоварной и пр. В цокольных помещениях разместились кухня, столовая, прачечная и прочие службы. Часть второго этажа здания заняли спальни. В вестибюле здания тогда же был установлен портрет Л.Е. Павлова в полный рост в золочёной раме, а рядом была установлена мраморная доска со словами благодарности в адрес дарителя... [3, с. 187].
В 1898 году по проекту архитектора Степана Савицкого с двух сторон к зданию были сделаны такие же двухэтажные пристройки Верхний этаж в угловой части заняла гимназическая церковь во имя Св. Елизаветы, в дальнейшем со стеклянным куполом [3, с. 188].
Из стен Ставропольской женской гимназии, как с 1880 года стало именоваться бывшее девичье училище, вышло немало известных женщин России... [3, с. 188].
В 1918 году женская гимназия была закрыта. Некоторое время она функционировала. Уже в 1920 году в марте в бывшем девичьем училище расположилась красноармейская кавалерийская часть [3, с. 188].
Затем власти облюбовали здание под советскую партийную школу (сов. парт.школа), где готовили кадры политработников и комиссаров. Таким здание было до захвата гитлеровцами города, устроившись здесь один из своих многочисленных штабов. Это было первое здание, которое немцы сожгли при отступлении из города... [3, с. 188].
После восстановления у здания появилась небольшая стеклянная башенка, которую мы можем видеть до сих пор [3, с. 188].
Башня была настолько красивой, что у местных жителей сложилась легенда: каждую ночь в эту башню поднимается звездочёт, который изучает через свой микроскоп звёзды.
Дом по ул.Советской,1 с декоративной башенкой, где по ночам бывает звездочет.
Звездочет. 1909 г.
Зловещий дом на Народной
Есть на ул. Народной в Ставрополе дом, который вызывает ужас у жителей всей улицы. Это современный дом, но раньше в нем жил колдун, занимающийся черной магией.
После его смерти дом остался бесхозным, но, как говорили местные жители, колдуну удалось открыть в своем доме магические врата, ведущие в ад. С тех пор, все, кто покупал этот дом, либо умирали, либо погибали при загадочных обстоятельствах. Как вспоминали советские школьники - пионеры, которые бывали в уже заброшенном доме, его энергетика очень давила на душу... Другие говорят, что бежали оттуда со всех ног... В правдивость рассказанной истории можно и не верить, но в этот дом действительно приглашали священника, а рядом с самим домом часто случаются автомобильные аварии.
Зловещий дом. Фото из Интернета.
Тень мельника на мельнице Гулиева
Главным делом всей Ставропольской губернии было выращивание зерна, а главным делом Ставрополя – его помол. На российских и международных выставках мука и мучные изделия местных мирошников (так именовали мукомолов) из знаменитой твердой пшеницы завоёвывали самые престижные дипломы и медали всех рангов и достоинств. Особенно быстро начала развиваться эта отрасль с подведением к Ставрополю железной дороги [2, с. 409].
На северной стороне площади еще в 1901 году торговый дом «К. Анпетков и А.Унаков» строит ещё одну мельницу, ничем не уступающую мельнице Гулиева, - в шесть этажей с четырнадцатью сорокадюймовыми вальцами, тремя газогенераторными двигателями в 450 л.с., с собственным колодцем и газовой скважиной, с амбарами на 50 тысяч мешков муки, 150 пудов пшеницы и 100 тысяч пудов отрубей, с суточным помолом муки 11 сортов, в том числе высшего качества (крупчатки) в 7500 пудов [3, c. 91].
Согласно «Табели домов и дворовых мест» за 1881 год домовладение по Ярмарочной площади под № 28 принадлежит мещанину Ивану Тарасову [7, с. 89].
Табель домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе за 1896 год упоминает, что на месте мельницы Гулиева под №28 по левой стороне находилось домовладение Егора Тарасова, в числе его домовладений числится 1 каменный дом [8, с. 64-75].
В 1902 году с южной стороны Ярмарочной площади майкопским купцом Иваном Барановым была построена ещё одна паровая вальцовая мельница, которая вскоре попадает в руки промышленника – миллионера, основателя «Кавказского акционерного общества» [2, с. 411] Ага Бала Хаджи Гулу оглы Гулиева [4].
Согласно «Списку недвижимых имуществ в г.г. Ставрополе, подлежащих оценочному сбору в 1904, 1905, 1906 и 1907 годах» домовладение на Западной стороне от Ярмарочной площади под номером 1 – принадлежит купцу Ивану Андреевичу Баранову [6, с. 77].
В «Алфавитном списке недвижимых имуществ» под № 1562 за А.Б. Гулиевым числится мельница, адрес которой – Ярмарочная площадь, 28, а другой её адрес – 2-й Алафузовский переулок. Вероятно, речь идет о старинном адресе мельницы Гулиева [1].
Ага Балы Гулиев полностью перестраивает Барановскую мельницу, размеры и мощности которой намного превысили анпетковскую. Газета «Юг» за 1908 год в №100 сообщала: «В Ставрополе вновь построена по последнему слову техники вальцовая мельница А.Б. Гулиева».
В 1908 году анпетковскую мельницу Гулиев берет в аренду, доведя годовой помол до двух миллионов пудов [3, с. 91].
В 1914 году Гулиев по проекту инженера Савицкого возводит железобетонный элеватор на 500 000 пудов зерна, куда были подведены железнодорожные пути. Общая стоимость новой мельницы оценивалась в 351 950 рублей серебром, по тем временам сумма значительная [2, с. 409].
Гулиевская мельница вошла в историю города и своим паровым гудком, доставленным из Германии [2, с. 411].
При отсутствии у большинства жителей часов мощный гудок в 6 часов утра и вечера, а также в полвторого и два часа дня, выполнял функцию городских башенных часов [2, с. 411].
Ставрополь славился хлебной продукцией многочисленных пекарен. Их хозяевами были турецкие и персидские подданные: Асман Али, Мамед Назар Оглы, Или Чиль Оглы, Каспар Патрайман и другие. Между тем город стремился иметь собственную хлебопекарню [2, с. 411].
Под неё был отведен участок земли с восточной стороны уже давно закрытого Варваринского кладбища [2, с. 411].
Здание двухэтажной городской хлебопекарни (сегодня хлебокомбинат №2) с механическими печами производительностью в 600 пудов хлеба, проектировал архитектор Масальский [2, с. 411].
К 1916 году хлебопекарня была построена, но оборудование для неё, закупленное в Швеции, не поступило [2, с. 411].
Газета «Северо-Кавказское слово» в 1916 году сообщила читателям: «Оборудование городской хлебопекарни запаздывает, так как пароход, следовавший из Швеции с машинами фирмы «Лурье» был потоплен германской подводной лодкой. Из Швеции теперь груз идет сухим путем через Финляндию». В том же 1916 году хлебопекарня была, наконец, запущена и дала первую продукцию – хлеб белый и ржаной, кондитерские изделия [2, с. 411].
Ставропольская мельница Гулиева проработала до конца 1990-х — в ее здании располагался хлебозавод № 4 [4].
Однако в советское время на заводе случилась трагедия. Один из мельников, работая на станке, остался без руки. После своей смерти этот мельник не покидает здания мельницы. Его тень ходит за зазевавшимися посетителями.
Мельница Гулиева. Фото 2020-х годов.
P.S.: Таким образом, верить или нет в рассказанные истории - решать Вам. Но проверять их на подлинность автор блога "Старый Ставрополь" категорически не советует!
При написании статьи использовались следующие источники и литература:
1. Алфавитный список владельцев недвижимых имуществ, расположенных в г. Ставрополе: сост. по сведениям на 1-е июля 1911 года. – Ставрополь: Типо-литогр. Т. Тимофеева, 1911. – 238 с. // Электронная библиотека «Память Ставрополья» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.skunb.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=45 (дата обращения: 07.11.2022).
2.Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя: исторические очерки в 2-х кн. Кн.1 / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Пятигорск: Снег, 2007. – 496 с.: ил.
3.Беликов, Г.А. Старый Ставрополь / Г.А. Беликов. - Ставрополь: Ставрополье, 2009. - 360 с.: илБеликов, Г. А. Старый Ставрополь / Г. А. Беликов. – Ставрополь: Изд.-полигр. фирма «Ставрополье», 2009. – 358 с.
4. Дом с историей: Мельница Гулиева в Ставрополе // Информационный сайт «Это Кавказ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://etokavkaz.ru/gorod/dom-s-istoriei-melnitca-gulieva-v-stavropole (дата обращения: 07.01.2022).
5.Пикалов Д. Ставропольский голем. URL: [Электронный ресурс]: https://proza.ru/2014/03/13/661?ysclid=ln0mnevft4960839052.
6.Список недвижимых имуществ в г. г. Ставрополе, подлежащих оценочному сбору в 1904, 1905, 1906 и 1907 годах. – Ставрополь: Типография Т.М. Тимофеева, 1903. – 233 с.
7.Табель домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе, составленный городскою полициею, в порядке новой нумерации на основании циркуляра и инструкции Министерства внутренних дел от 4 мая 1877 года № 297 / Под ред. И.В. Бентковского. – Ставрополь: Тип. Ставроп. губ. правления, 1881. – 208 с.
8.Табель домов и дворовых мест в губернском городе Ставрополе : сост. счётчиками гор. управы в 1896 г.– Ставрополь: Типография Т.М. Тимофеева, 1896. – 162 с.