вторник, 18 июля 2017 г.

"Калужское подворье"

Сегодня это дом на пересечении улиц Голенева и Ясеновской. 
На углу улиц Ясеновской и бывшей Хоперской  ( сегодня - ул.Голенева) есть дом, который относился к усадебному месту предпринимателя Лавра Ермоловича Павлова. Так, вновь обнаруженный архивный документ сообщает следующее:

"Л.Е.Павлов продал своё усадебное место со всеми постройками выходцу из Калужской губернии Тарусского уезда, деревни Ишутина, Дмитрию Васильевичу Сургучёву  за 2600 рублей". Эта сделка была совершена 24 июля 1882 года.

Здесь, в Ставрополе, Дмитрий Васильевич Сургучёв, записавшись в купеческое сословие, вскоре заимел торговую лавку в новом Гостином ряду на Базарной площади. На приобретённом у Лавра Павлова усадебном месте он строит угловой каменный дом, имеющий арочный въезд во двор. В новом доме он устраивает заезжий двор "Калужское подворье". Разбогатев. надстраивает второй этаж. а с западной стороны усадьбы, выходящей на Ясеновскую улицу, строит ещё один небольшой одноэтажный дом.

Илья Дмитриевич Сургучев ( 15 ( 27 ) февраля 1881 г.- 19 ноября 1956 г.г.)
Здесь рождается сын Дмитрия Васильевича - Илья. После окончания духовного училища в Ставрополе, а затем духовной семинарии, по воле родителей Илья Сургучёв должен был продолжать духовное образование в Московской академии, но он едет в Санкт-Петербург,  где поступает на факультет востоковедения университета, намереваясь посвятить себя дипломатической работе. Уже в совершенстве владея французским и английским языками, он овладевает ещё и персидским, а  также турецким. В те же годы он начинает заниматься писательской деятельностью.

Первый рассказ Сургучёва "Следствие" появился в 1906 году в "Журнале для всех". В 1910-1913 годах выходит двухтомник его рассказов. Затем - пьесы "Торговый дом" ( о ставропольских купцах Меснянкиных) и "Осенние скрипки", с триумфом шедшие на лучших сценах Санкт-Петербурга и Москвы. Наконец, выходит книга "Губернатор", где главным прототипом стал местный губернатор Н. Е. Никифораки.

Так и не став дипломатом, Сургучев после окончания университета возвращается в родительский дом, где полностью посвящает себя литературной деятельности. Здесь он выпускает художественный сборник "Наш альманах". Затем в свет выходят художественно-сатирический журнал "Ставропольский сатирикон" и журнал "Сверчок".

В годы Гражданской войны, став на сторону оппозиции советской власти, он пишет книгу-памфлет "Большевики в Ставрополе", где резко выступает против "диктатуры пролетариата" с его "красным террором".  А вскоре он покидает Россию,  чтобы обосноваться сначала в Праге. а затем в Париже.

Здесь он пишет целый ряд блестящих книг о белой эмиграции ( роман "Ротонда"), о Тургеневе ( "Этюды о Тургеневе"), императоре Николае II ("Детские годы Императора Николая Второго"), сборник пьес ( "Мой театр"), а также роман "Реки вавилонские" и др.

И.Д. Сургучев. Губернатор. Ставропопльское книжное издательство, 1983 г.
В период оккупации гитлеровцами Ставрополя И.Д. Сургучев,  как удалось установить известному ставропольскому краеведу, приезжает  сюда из Парижа.  Пришлось это на первые устраиваемые здесь Рождественские праздники. Посетил он и отчий дом с бывшей гостиницей "Калужское подворье". К сожалению, воспоминаний писателя об этой поездке найти пока не удалось.






Умер Илья Дмитриевич Сургучев 19 ноября 1956 года, все годы вынужденной эмиграции страшно тоскуя по Ставрополю.

В 1983 году Ставропольское издательство переиздало книгу Сургучева "Губернатор" , а сегодня  на сцене Ставропольского драматического театра идет его пьеса "Осенние скрипки". которая вновь ставилась на театральных подмостках Москвы и Санкт-Петербурга.

Между тем бывшее Калужское подворье  с начала 20-х годов было отдано семьям бывшего завода Руднева и Шмидта 9 в дальнейшем- "Красного металлиста") . И сегодня в том доме ещё живут внуки и правнуки тех рабочих.

И еще. Городские власти установили на фасаде бывшего "Калужского подворья" никак не отвечающей значимости этого человека в жизни России и губернского Ставрополя.  Между тем Илья Дмитриевич Сургучев достоин стать его почетным гражданином. Его имя должна носить одна из лучших улиц города.



P.S: Материал печатался по книге Г. Беликова "Старый Ставрополь". 

среда, 5 июля 2017 г.

"Дом Чеглакова"


"Дом Чеглакова"- под этим названием вошёл в историю губернского Ставрополя некогда трёхэтажный каменный дом на углу сегодняшних пр. Карла Маркса и ул. Коста Хетагурова. 
       
Первым владельцем дома был чиновник 12-го класса, комиссионер местного интендантства Александр Иванович Серов. Само здание, возведённое им в 1836-м году, в это же время было сдано им в эксплуатацию, а именно - в аренду под Казенную палату Присутственных мест города. Затем здесь обосновалось Ставропольское уездное училище, в октябре того же 1837 года преобразованное в гимназию.  На торжествах присутствовал Николай I со свитой, прибывший сюда из Тифлиса по пути в столицу. При этом были командующий войсками Кавказской линии генерал- лейтенант А.А. Вельяминов, граф Орлов, барон Розен, гражданский губернатор Ольшевский. После торжественного молебна и речи Николая I областная гимназия, крупнейшая на Кавказе, была открыта. Два нижних этажа заняли учебные классы, библиотека, учительская. Верхний этаж был отдан под пансион. 

В 1847-м году мужская гимназия перешла в новое здание на той же Большой Черкасской улице, а в доме Серова в 1849 году разместилось первое на Северном Кавказе среднее женское учебное заведение-училище св. Александра. На открытии училища, в дальнейшем преобразованного в гимназию, присутствовали: наместник императора на Кавказе князь Воронцов с супругой Елизаветой Ксаверьевной, епископ Кавказский Иеремия, начальник штаба Кавказской линии Филипсон и другие.

Целью училища, как писалось в уставе, было "воспитание набожных девиц, хороших матерей семейств, скромных и попечительных хозяек". В 1862-м году Александровское женское училище перешло в новое здание, специально для него возведённое в начале сегодняшней улицы Советской известным меценатом Лавром Ермолаевичем Павловым.

В 1865 году дом наследников комиссионера Серова согласно предположению генерал-лейтенанта Компферта и распоряжению Главного штаба Кавказской армии был арендован под военный госпиталь для раненых солдат и офицеров. Госпиталь этот просуществовал вплоть до второй мировой половины 70-х годов XIX века.

В конце 70-х годов дом Серова купил проживавший  в Варшаве подпоручик Петр Чеглаков. отчего с того времени дом этот именовался "чеглаковским". В приобретённом доме он устроил гостиницу "Европа", которая дала наименование бывшей Афросимовской улице-Европейская. Сегодня это улица Коста Хетагурова, о чём говорит мемориальная доска на здании со стороны улицы К. Хетагурова.

На протяжении последующих лет на доме Чеглакова, как в калейдоскопе, сменялись вывески арендаторов. В 1911 году верхний этаж занимало отделение Русского Торгового Промышленного банка. В нижнем размещался французский электробиограф "ПАТЭ". Два красных петуха-эмблема фирмы- скоро украсили улицы Ставрополя. Огромные афиши сообщали ошарашенным обывателям об остросюжетных фильмах, которые они могли увидеть:

"Убийство герцога Ризе", "Путешествие на Луну", "В дебрях Южной Америки", "Ночь возмездия". "Картины демонстрируются под аккомпанемент пианино, - сообщалось в аафишных рекламах.-Ложа - 3 руб., бельэтаж - 75 коп., стулья - 10 коп.".

С Николаевского проспекта полуподвальное помещение, а с южной стороны обычное занимал пивной бар известного пивовара Густава Дердау, завод которого был устроен по проекту архитектора Георгия Прокопца во дворе этого же дома, с фасадной частью на Европейский переулок ( полутораэтажный дом сохранился). Здесь можно было отведать выдержанное бочковое пиво нескольких сортов с, как писалось в меню, "икрой паюсной аучевской малосолёной, кетовой зернистой, осетровыми и севрюжными донскими балыками , тешкой, белорыбицей донской, лососиной. королевскими омарами и кавказскими раками, копчёной и вяленой навагой, рыбцом, шемаей, селявой,  копчушской и мезенью, двинской семгой, дунайской семгой, дунайской, керченской и королевской сельдью, боярской килькой, балтийскими шпротами, сардинами "Филипп Капо"... К пиву подавались также сыры швейцарский и мещерский, "Рокфор", "Честер", голландский, львовский, "Бекштейн", "Шмандкезе", осетинский. а также солёненькие сухарики и бублички, креветки, подсоленные тыквенные и подсолнечные семечки, маринованные огурчики...

В саду дома Чеглакова Густав Дердау устроил открытый ресторан "Иверия", в советское время переоборудованный  под столовую ( здание частично сохранилось).

С начала Первой мировой войны в доме Чеглакова появились новые хозяева - редакция газеты "Северокавказское слово", модно-галантерейный магазин Дьячкова, фотография Волкова. В советское время дом Чеглакова был вновь перестроен, и вместо трех в нем осталось два этажа. В нижнем первоначально находился нэповский магазин мануфактуры, а уже после Великой Отечественной войны - известный магазин "Рыба". Верхний этаж перепланировали под коммуналку.

С усадьбой Чеглакова с восточной стороны соседствовало усадебное место подпоручика Ивана Ивановича Янковского, построившего двухэтажный дом ( нижний этаж - каменный. верхний - деревянный). Дом этот Янковский сдавал Приказу общественного призрения, ведавшему делами призрения детей и обездоленных, больницами, поликлиниками. Затем этот дом с усадьбой перешёл известному врачу Никольскому, который впритык к дому Чеглакова с западной стороны построил новый каменный дом в два этажа.

В нижнем этаже нового дома, дошедшего до нас, располагался кожно-галантерейный магазин Дмитрия Пахомова, имевший большой выбор мужского и дамского белья известной московской фирмы Кандырина, а также "корсеты Дютоа, швейцарское шитье по батисту, чулки  носки, галстуки, ридикюли, кошельки, мужские и дамские зонты, альбомы, несессеры.

Парфюмерный отдел предлагал изделия известной французской фирмы "Брокаръ и К": одеколоны: "Персидская сирень", "Идеал грёз", "Рейнские букеты", крем "Ренессанс", пудру "Лебяжий пух". "Каприз", мыло "Хрустальное". До 2014 г. верхний этаж дома Чеглакова и Янковского занимала Служба занятости населения Ставропольского края. Сегодня на первом этаже здания со стороны проспекта Карла Маркса  располагается кафе "Карамель".

P.S.: Не проходите мимо этого здания: в летнее время перед входом в "Карамель" вы можете приобрести очень вкусное мороженое (и обязательно купите его!!!) по привлекательной цене от улыбчивого продавца по имени Ирина.




                                      

понедельник, 3 июля 2017 г.

"Аптека Байгера"

   
     
Аптека Байгера. Фото 2017 г.
Дом на проспекте Карла Маркса, 50 на   сегодняшний день известен как "Аптека Байгера". Этот дом без преувеличения можно назвать "музыкой в камне". Об этом нам говорят и его различные архитектурные  элементы. Декоративные формы фасада здания в стиле модерн, отделанного темнокрасным гранитом  особой обработки с лепным растительным узором, облицовкой из голландской плитки, с затейливыми, разнообразными по  форме и размерам окнами с зеркальными "корабельными" стеклами, изготовленными по специальному заказу в Германии, витражами, балконами и нарядной центральной башенкой для часов, неповторимыми по оригинальности лоджиями- всё это не являлось только изяществом, а подчинялось внутренней планировке здания. Да и сами апартаменты отличались оригинальностью и великолепием. Это-мраморная  мозаика полов, отделка всех помещений ценными породами дерева, внутренний балкон, будто парящий над огромным торговым залом.

Располагаясь в одном из самых оживленных районов города,  здание это играло и играет важную градостроительную  роль. Однако до последнего времени это здание хранило свою тайну: было неизвестно, кто и когда построил это великолепие.

Внутреннее убранство торгового зала.
Как сообщают архивные источники, первым владельцем этого усадебного места  был купец 3-й гильдии Николай Тутов. Затем, вплоть до 1896 года, здесь в одноэтажном каменном доме обосновался купец 2-й гильдии Поликарп Широченский. И, наконец, хозяином всего усадебного места с домом становится провизор Израиль Абрамович  Пейсахович. Достаточно обеспеченный, Пейсахович решает на месте старого строения возвести новый дом.

Проектирование и строительством здания, первый камень в фундамент которого был заложен в 1910 г., занимался выдающийся ставропольский архитектор Адриан Петрович Булыгин. Тогда же Пейсахович решает устроить в новом доме свою новую аптеку, о чем он писал в губернское врачебное управление:
Закрытые балконы в стиле модерн.
"Прошу Вашего разрешения перенести свою 3-ю Вольную аптеку, располагающуюся в арендуемом здании купчихи Бабасиновой на углу Хоперской и Армянской ( сегодня- Г.Голенева и Шаумяна), в собственный дом, строительство которого заканчивается на углу Николаевского проспекта и Архиерейской улицы".

Здание новой аптеки Пейсаховича окончательно было построено в 1912 году, куда он перебрался с разрешения врачебного управления. Тогда же из Германии и Австрии  было доставлено самое современное оборудование, что позволяло из местного растительного и животного сырья изготавливать различные лечебные препараты- бальзамы, смолы, эфирные масла, сгущенные растительные соки, порошки,
А.П.Булыгин
отвары и настойки из корней растений, коры, трав, цветов, листьев, плодов, семян. Аптека имела и большой выбор химических препаратов и прочих патентованных средств известных фирм Европы и Америки.

открытия аптеки Пейсахович сдаёт её в аренду своему старому другу по учёбе в медицинском институте в Германии - Иоанну Генриховичу Байгеру. Именно с того времени новая аптека надолго стала имноваться "Байгеровской2. Здесь начинали работу такие известные ставропольские врачи и провизоры. как А.Майер, Н.Берков, Д.Франц, Р.Поллян, М.Глумбович,  И.Прежбыльский и другие.

Верхний этаж дома Пейсахович сдал в аренду не менее известному врачу А.А. Бухштату, который устроил там женскую консультацию и родильный приют. В южном крыле дома обосновалась фельдшерская школа. Так дом Пейсаховича превратился в крупный лечебный и учебный центр города.

Аптека Байгера. Фото начала XX в.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны российское правительство, боясь нападения Турции на Закавказье, решает перевезти из Тифлиса музей " Храм Славы" с уникальными военно-историческими экспонатами, связанными с победами русского оружия на Кавказе. Более двухсот огромных ящиков, прибывших в Ставрополь по железной дороге, были размещены в подвалах и некоторых комнатах  Байгеровской аптеки. Здесь они надежно хранились до 1920 года, когда их перевезли в музей Г.К.Праве, откуда через два года они были растащены по музеям страны, а всё ценное продано за границу.

Аптека Байгера в советское время.
С приближением революционных событий Пейсахович покинул Россию, а дом продал известному купеческому клану Венециановых. При этом в доме продолжали оставаться Байгеровская аптека и родильный приют Бухштата. Вскоре Венециановы перепродали дом и всё усадебное место коммерческому обществу...

В 1918 году реквизированный дом Пейсаховича облюбовал красный командир Яков Петров, устроив здесь штаб формирования красной гвардии. Одновременно красный комиссар занимался "чисткой" города от буржуазии, которая арестовывалась и попадала в огромный подвал здания. Здесь, как вспоминают многочисленные свидетели, "... буржуазный элемент просто уничтожали голодом".

  
Аптечные работники. Аптека Байгера. Середина XX в.
В советские годы старая аптека продолжала исправно помогать людям лечиться от разных недугов. В верхнем этаже здания расположилось Северо-Кавказское
технологическое училище, затем- управление потребительской кооперации. В северном крыле первого этажа был магазин продуктов.

В настоящее время большую часть здания занимает филиал Белгородской коммерческой академии, которая частично отремонтировала это уникальное здание. Но фасад и сегодня взывает о помощи. Так, совсем недавно во время реставрации были закрашены в желтый цвет уникальные мозаики на крыльце и боковых фасадах здания, что составляло "изюминку" здания. Такая работа по реставрации здания неудовлетворительна.

P.S.: автор данной статьи считает, что на некачественную реставрацию здания следует обратить внимание и городской администрации города.